Одним из представителей начального уровня в системе профессионального мусульманского образования Республики Татарстан является Кукморское медресе. Это учебное заведение было организовано в 1998 году и за 15 — летнюю историю своей деятельности медресе выработало свой стиль работы и заняло свою определённую нишу в сфере мусульманского религиозного образования нашей республики. Главным приоритетом в работе Кукморского медресе всегда был расчёт с одной стороны на массовость и доступность обучения, с другой стороны – на чётко выработанную стратегию и на как комплексный, так и индивидуальный подход в решении поставленных образовательных задач.
На протяжении ряда лет мы работали как курсы религиозного обучения при Центральной мечети пос. Кукмор, затем построили своё здание и получили Лицензию министерства образования и науки Республики Татарстан. Контингент обучающихся у нас разновозрастный, в основном это жители нашего района, есть и представители других районов республики, а также соседней с нами Кировской области.
В своей работе мы практикуем очно-заочную форму обучения: учащиеся, проживающие в посёлке посещают занятия 3 дня в неделю по 4 учебных часа, жители других регионов приезжают на занятия 1 день в неделю по воскресеньям. Срок обучения у нас – 4 года.
Согласно Лицензии, выпускникам нашего медресе присваивается квалификация «Преподаватель основ ислама» (мужчинам также присваивается квалификация «Имам-хатыйб». На сегодняшний день в Кукморском районе действует 69 мусульманских приходов, в которых есть зарегистрированные мечети. В 30 из них имамами работают выпускники Кукморского медресе. Кроме того более 40 наших выпускников являются преподавателями примечетских курсов и вносят свой посильный вклад в дело распространения религиозных знаний.
Программа нашего медресе представлена как религиозными, так и светскими дисциплинами. Конечно, основной упор делается на религиозные предметы. В наш Учебный план включены все основополагающие дисциплины мусульманского религиозного образовательного процесса: это гакыйда (мусульманское мировоззрение), фикх (исламское право), сира (жизнь и деятельность пророка Мухаммада (с.), арабская письменность и арабский язык, Священный Коран – его заучивание, правила чтения на арабском (таджвид), его толкование (тафсир); также в План входят такие дисциплины как хадис (изречения пророка Мухаммада (с.), истории других пророков, исламская этика (ахляк), религиозные течения в исламе. Кроме этого мужчины изучают курс «Обязанности имама», а для женщин предлагается специальный курс «Женщина в исламе». Думаем, что это минимальный набор дисциплин, с содержанием которых должен быть знаком выпускник средне-профессионального мусульманского образовательного учреждения.
Согласно требованиям минобрнауки, в Учебных планах религиозных образовательных учреждений должны присутствовать и светские предметы. Наш набор светских предметов представлен следующим образом:
1) Татарский язык – считаем, что необходимо уделять данной дисциплине серьёзное внимание, т.к. религиозные деятели должны хорошо владеть языком, на котором общается большинство мусульман нашего региона;
2) Татарская литература – цель изучения данной дисциплины – это отражение религиозной тематики в произведениях татарских писателей;
3) История татарского народа – каждый мусульманин (а выпускники медресе тем более) должны знать основную хронологию истории татар;
4) Старо-татарская письменность – изучать хотя бы пол-семестра.
5) Основы научно-исследовательской деятельности – основное внимание уделить порядку написания и оформления курсовой и ВКР.
6) Психология – по роду своей деятельности имам и любой другой религиозный деятель должен тесно контактировать с людьми, а это непременно требует знания хотя бы основ психологии;
7) Педагогика и методика преподавания – шакирды, получающие знания в средне-профессиональном религиозном учебном заведении, должны обладать и навыками передачи этих знаний другим, так как по окончанию медресе им присваивается квалификация «Преподаватель основ ислама».
В течение прошлого учебного года представителями отдела образования Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан проводился аудит. В ходе проверки деятельности религиозных образовательных учреждений республики анализировалась работа медресе, делались определенные выводы. Наш уровень работы ДУМ РТ оценило как начальный в рамках СПМО. В общем сегодня отделом образования Духовного Управления предлагается 4-х ступенчатая модель религиозного образовательного процесса. Это начальный уровень, базовый, повышенный и высший. Сегодняшняя государственная образовательная система РФ также имеет в своей основе 4-х ступенчатую модель: в стандартах нашего светского образования есть такие образовательные учреждения как училище, техникум, институт и Университет. По аналогии начальное медресе – это училище, базовое медресе – это техникум, повышенный уровень – это институт и завершает цепочку – Университет.
На заседаниях Учебно-методического объединения (УМО), которое занималось разработкой религиозного образовательного стандарта, среди прочих вопросов поднимался и вопрос о названии квалификации, присуждаемой выпускникам каждого из уровней религиозного СПО. Снова хотел бы провести аналогию со светским стандартом образования. Например в области медицинского образования есть младший медперсонал (медсестра), есть врач, есть доктора со званиями. Выпускникам нашего медресе до сих пор присваивалась квалификация «Имам хатыйб», но следует всё-же иметь ввиду, что имам – это по сути не профессия, а звание, и имамом сегодня может работать любой добропорядочный, авторитетный в своём приходе мусульманин, обладающий хотя бы незначительными познаниями по исламу. Законодательно имама сегодня избирает махалля (местный приход), а ДУМ РТ выбор махали либо подтверждает, либо отвергает. Тем не менее, следует особо отметить, что имам-хатыйб – это человек, который может самостоятельно и грамотно вести работу по организации религиозной жизни мусульман, быть способным вести просветительскую работу и на уровне своей махали уметь разрешать различные проблемы, ориентируясь на базовые знания шариата. Исходя из этого предлагаем определить название квалификации выпускника медресе в рамках среднего профессионального мусульманского образования начального уровня следующим образом: «Организатор религиозно-культовой и учебной работы мусульманского прихода». Организатор, естественно, может быть и имамом, и преподавателем религиозных дисциплин, и в процессе возрождения и распространения знаний по основам ислама играть весомую роль. Немаловажно и то, что под это определение удачно подпадают и мужчины, и женщины, ведь среди учащихся медресе сегодня немало женщин, которые, окончив религиозное учебное заведение, выполняют в свих приходах огромную работу, как образовательного, так и ритуального характера. Следует также отметить то, что выпускники Кукморского медресе занимаются именно этим родом деятельности: организовывают деятельность махали, учебный процесс, мероприятия по популяризации и распространению исламских знаний среди населения своих приходов.
Необходимо подчеркнуть, что наш образовательный уровень хоть и не так высок, но он всё же является хорошим подспорьем в работе для всех, кто желает внести свой посильный вклад в дело развития и распространения ислама. Кроме того начальный уровень является основой для становления и развития всего исламского образования во всей республике, так как наше медресе – это по сути самое первое и что важно, необходимое звено в системе мусульманских учебных заведений, а необходимость создания стройной единой системы мусульманского образования сегодня налицо. В связи с этим считаем, что Духовное Управление мусульман РТ совершенно обоснованно обратило внимание на такой пласт религиозного образования как начальный, ибо до сих пор начальное религиозное образование не было организовано достойным образом. Организация и внесение конкретики в данный образовательный уровень в конечном итоге должны исключить разногласия в вопросах религиозной практики и знаний рядовых мусульман, простых жителей населённых пунктов РТ. Тем самым создаётся мощный прецендент объединения нации, духовного единства татар-мусульман, закладки монолитного мировоззренческого фундамента, уважения к историческому прошлому своего народа. Этот опыт был бы ценен не только в пределах нашей республики, но и в регионах Российской Федерации, где проживает немало татар.
По нашему глубокому убеждению, всё это способствовало бы нравственному оздоровлению общества, воспитанию достойного подрастающего поколения, способного в современных условиях сохранить уважение к своей религии, своему народу, формировало бы интерес к более углублённому изучению ислама, истории и культуры татар-мусульман.
Ришат хазрат Курамшин,
директор Кукморского медресе ДУМ РТ